Добро пожаловать!

11.12.2011

Ошибки воспитания в семье. "Справочник классного руководителя"

Большинство родителей хотят воспитывать ребенка правильно, но при этом они иногда допускают ошибки, которые пагубно отражаются на психике и характере детей. Вот некоторые из самых распространенных ошибок воспи­тания:
1.                                    Отождествление ребенка с собой. Родители часто смотрят на детей как на миниатюрные варианты самих себя. Они забывают, что дети рождаются с собственным индивидуальным темпераментом и характером. Многие роди­тели ошибочно предполагают, что лишь от того, что дети живут с ними в одном доме и являются их"плотью от плоти", они полностью унаследовали их способ­ности, разделяют их интересы и чувства. Такая точка зрения может помешать детям в развитии их собственной индивидуальности, личных способностей и талантов.
2.                            Предложение излишней помощи. Родители часто спешат на помощь детям, даже если их о ней не просят. Это может подорвать уверенность ребен­ка в своих силах, а также мешает ему учиться искать выход из трудного поло­жения. Отойдите в сторонку и дайте ребенку спокойно помучиться самому. Дети очень гордятся собственными маленькими достижениями.
3.                                    Обсуждение детей в их присутствии. Мамы и папы обожают обмени­ваться впечатлениями о своих малышах, часто в их присутствии. Они ошибочно полагают, что дети их не понимают или им разговоры взрослых не интересны. Такое обсуждение в присутствии детей может повредить их самооценке или, наоборот, сделать их зазнайками.
4.Защита детей от неприятностей. Большинство родителей хотят, чтобы их дети были счастливы. Они вечно спешат на выручку, "подкладывая руки", чтобы смягчить любое "падение" на дороге к зрелости. В результате дети вы­растают инфантильными, так и не научившись самостоятельно находить выход из затруднительных ситуаций, решать проблемы или управлять отрицательны­ми эмоциями, такими, как гнев или грусть. Позвольте своему ребенку пережить жизненные трудности, встречающиеся на его пути, и просто будьте рядом, когда ему понадобится сочувствие или совет.
5. Привычка торопить детей. Мы торопим детей: собираться в школу, на тренировку, на музыку, в библиотеку и в зоопарк. Мы даже торопим их вечером, ложиться спать, потому что у нас еще много дел или нам необходимо самим отдохнуть и побыть несколько минут в тишине. Такая спешка может облегчать   существование родителей, но она не позволяет детям понаблюдать, поразмыс­лить, помечтать или позаниматься своим хобби - занятием, необходимым для развития творческих способностей и индивидуальности. Постоянная спешка вызывает у детей стресс, потому что они могут и не понимать, зачем их все время торопят.
6. Перехваливание. Детям нужно одобрение родителей. Но чрезмерное захваливание может дать им неверные представления о своих возможностях и помешать развитию реалистичной самооценки. Если вы хотите отметить дос­тижения ребенка, попробуйте делать нейтральные замечания, например: "Я вижу, ты использовала много синей краски в своей картине".
7.  Немедленное удовлетворение потребностей. Младенцы, которых берут на руки, пеленают и кормят, как только они заплачут, учатся доверять окружающим и чувствуют себя хозяевами своей судьбы. Позже они приучают­ся ждать того, что им нужно. Продолжая потакать детям, когда это уже совер­шенно не обязательно, родители таким образом лишают своих детей возмож­ности научиться терпению, упорству и самодостаточности. Ни в коем случае не игнорируйте просьбы своих детей, но и не бойтесь иногда заставить их подо­ждать.
8. Непредоставление возможности ответить на вопрос. Иногда роди­тели "засыпают" ребенка вопросами, но не всегда ждут ответа. Вместо этого они или предлагают собственные ответы ("Синее платье было бы очень удачно"), или тут же задают следующий вопрос ("У вас сегодня была физкультура?"). Дети очень огорчаются, когда им не дают возможности ответить. Они воспринимают это как сигнал: "Твои мнения, желания и чувства абсолютно неважны ".
9. Назначение встреч с другими детьми без согласования. Иногда вы договариваетесь, что ваши дети придут играть со своими сверстниками, не спрашивая их согласия. Распоряжаться светской жизнью своего ребенка без его участия несправедливо и нетактично.
10. Борьба со скукой любыми путями. Исследования показывают, что скука может помочь детям развить творческую "жилку" и внутренние ресурсы. Тем не менее, многие родители не позволяют детям заскучать. Они постоянно занимают их новыми игрушками, книжками и запланированными мероприя­тиями. Это, конечно, развивает мышление, но и приучает ребенка к внешним стимулам для развлечения вместо того, чтобы научить их не скучать наедине с собой. Вдобавок это не позволяет детям научиться самим справляться со скукой, которая во взрослой жизни порой бывает неизбежной.
11.Вмешательство в ссоры детей. Дети, как известно, время от времени ссорятся с братьями и сестрами или друзьями. В таких случаях большинство родителей вмешиваются, пытаясь предотвратить физические и психические травмы. Это лишает детей возможности попрактиковаться в житейской мудро­сти, самостоятельно разрешить конфликт и справиться с гневом. Если речь не идет о крайностях, как правило, лучше позволить им разобраться самим.
12. Создание нереалистичных («киданий. Чтобы привить ребенку хо­рошие привычки, нередко родители вдалбливают ему в голову аксиомы, не поясняя, что они не всегда верны. Это приводит к разочарованиям и понижа­ет родительский авторитет. К примеру, мать говорит сыну: "Если ты будешь  усердно трудиться, то добьешься всего, чего захочешь". Ребенок принимает это утверждение на веру и не понимает, почему он, сидя часами за уроками, не круглый отличник. Прививать ребенку моральные и этические ценности можно и нужно, но не забывайте объяснять ему, что на каждое правило есть свои исключения. 
Родители часто пытаются реализовать собственные надежды и несбывшиеся мечты через своих детей. Их поведение вынуждает детей в дальнейшем жить ради родителей, а не для самих себя. Взрослые как бы говорят детям: "Мы тебя любим не за то, кто ты есть, а за то, что ты делаешь".
Слишком пристальное внимание к внешним факторам. Многие родители очень озабочены тем, какое впечатление производят их дети на ок­ружающих. Часто это происходит потому, что родители считают ребенка отра­жением их самих. Поменьше беспокойтесь о внешних факторах и больше уде­ляйте внимания внутренней жизни ребенка. Чаще спрашивайте детей об их мнении и чувствах и не раздражайтесь, если они ответят на ваши вопросы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий