Мудрые советы родителям от психотерапевта Полины Гавердовской
Не врите детям.
Мы обманываем ребенка, исходя из соображений сиюминутного комфорта, а штраф платим, - гораздо больше и неприятнее. Платим подорванным к себе детским доверием. В мире, где слова родителей не соответствуют действительности, ребенку жить крайне трудно.
Если обещаете- выполняйте
Если у вас плохая память- записывайте. Если вспомнили, что забыли- поговорите об этом с ребенком. Скажите, что вспомнили и что обязательно сделаете обещанное. Это учит его быть обязательным и дает ему понять, что вы его уважаете.
Не имитируйте общение, интерес и участие
Не говорите:"ах, как здорово ты нарисовал!", глядя в телевизор. Либо оторвитесь от сериала, либо честно скажите:"прости, дорогой. Я сейчас занята и не могу посмотреть, как следует. Я закончу и посмотрю хорошенько твою работу."
За отсутствие откупайтесь присутствием.
Ваш ребенок никогда не будет безобразно вести себя в магазине, если вы своевременно расскажите ему, что такое деньги и откуда они берутся.
Идите с ним вместе куда хотите, подарите ребенку свое время, а не деньги. Способ откупаться подарками за то, что мы "не до любили" ребенка - это предшественник товарно- денежных отношений в любви...
При любой возможности позвольте ребенку выбирать.
Из еды, из одежды, из товаров в магазине. Так он получит представление о том, что он есть, у него существует мнение и это мнение учитывается. Должно учитываться!
Не соперничайте со вторым родителем в вопросах детской любви.
Всячески поддерживайте в ребенке уважение к нему. Не спрашивайте : "кого ты любишь больше?" или "а почему ты хочешь идти в театр с папой , а не со мной?" Ребенок не должен чувствовать себя виноватым за то, что в данный момент предпочел кого- то из родителей. Иначе вы закладываете идею, что родителей можно сравнивать и назначать "лучшего" и "худшего". В идеале каждый родитель должен быть незаменимой, эксклюзивной фигурой, ни с кем несравнимой и не сравниваемой!
Хвалите детей!!! Не бойтесь хвалить детей!!!
Причем хвалить нужно за малейшую попытку достигнуть желаемого и даже за попытку к попытке!
Внушение веры в себя и опережающее одобрение - это главный рычаг воспитания.
Не врите детям.
Мы обманываем ребенка, исходя из соображений сиюминутного комфорта, а штраф платим, - гораздо больше и неприятнее. Платим подорванным к себе детским доверием. В мире, где слова родителей не соответствуют действительности, ребенку жить крайне трудно.
Если обещаете- выполняйте
Если у вас плохая память- записывайте. Если вспомнили, что забыли- поговорите об этом с ребенком. Скажите, что вспомнили и что обязательно сделаете обещанное. Это учит его быть обязательным и дает ему понять, что вы его уважаете.
Не имитируйте общение, интерес и участие
Не говорите:"ах, как здорово ты нарисовал!", глядя в телевизор. Либо оторвитесь от сериала, либо честно скажите:"прости, дорогой. Я сейчас занята и не могу посмотреть, как следует. Я закончу и посмотрю хорошенько твою работу."
За отсутствие откупайтесь присутствием.
Ваш ребенок никогда не будет безобразно вести себя в магазине, если вы своевременно расскажите ему, что такое деньги и откуда они берутся.
Идите с ним вместе куда хотите, подарите ребенку свое время, а не деньги. Способ откупаться подарками за то, что мы "не до любили" ребенка - это предшественник товарно- денежных отношений в любви...
При любой возможности позвольте ребенку выбирать.
Из еды, из одежды, из товаров в магазине. Так он получит представление о том, что он есть, у него существует мнение и это мнение учитывается. Должно учитываться!
Не соперничайте со вторым родителем в вопросах детской любви.
Всячески поддерживайте в ребенке уважение к нему. Не спрашивайте : "кого ты любишь больше?" или "а почему ты хочешь идти в театр с папой , а не со мной?" Ребенок не должен чувствовать себя виноватым за то, что в данный момент предпочел кого- то из родителей. Иначе вы закладываете идею, что родителей можно сравнивать и назначать "лучшего" и "худшего". В идеале каждый родитель должен быть незаменимой, эксклюзивной фигурой, ни с кем несравнимой и не сравниваемой!
Хвалите детей!!! Не бойтесь хвалить детей!!!
Причем хвалить нужно за малейшую попытку достигнуть желаемого и даже за попытку к попытке!
Внушение веры в себя и опережающее одобрение - это главный рычаг воспитания.
По материалам книги П.Гавердовской "4 шага к решению проблем"
Как избежать конфликтов?
Понимаем ли мы своих детей? За конфликтом в семье чаще всего стоит нежелание понять ребенка, увидеть себя его глазами, неумение анализировать свои действия и их последствия, сотрудничать с ним в сложнейшем процессе его взросления и саморазвития.
Поэтому, чтобы изменить поведение ребенка и его самого в лучшую сторону, родителям прежде всего нужно изменить себя.
Ребенок копирует поведение взрослых, подражает им, берет с них пример. Поэтому родители воспитывают прежде всего своим собственным поведением, отношениями с другими членами семьи и друг с другом. Дети видят и то, что мы хотим скрыть от них.
Мальчонка, еще дошкольник, послал бабушку к черту. Когда бабушка пожаловалась отцу, тот возмутился:
- Бабушка о тебе заботится, а ты ее оскорбляешь! Сын парирует:
- Но ведь ты маме тоже так говорил!?
- Да как ты смеешь отца учить? Вмешивается мать:
- Что ты кричишь на сына? Сам хамишь, а от ребенка требуешь вежливости!
Важно понять: воспитание - это сотрудничество, взаимодействие, взаимовлияние, взаимообогащение (эмоциональное, интеллектуальное, духовное, нравственное) детей и взрослых, в результате которых изменяются и те, и другие. Поэтому в воспитании следует пользоваться правилом: прежде чем предъявить требования к ребенку, предъяви их себе.
Чтобы успешно воспитывать детей, родители непременно должны корректировать свое поведение, приводя его в соответствие с предъявленными требованиями, т. е. заниматься самовоспитанием. Если же родители хотят добиться от своих детей выполнения требований, которым не следуют сами, то это удается только при помощи мер принуждения: ребенок будет выполнять требования родителей формально, из страха перед наказанием. Этот страх порождает обман, лицемерие, хитрость. Ведь ребенок, не понимая смысла требования, не испытывая потребности в добрых поступках, не сможет обрести и привычки нравственного поведения. Стремление во что бы то ни стало добиться послушания вызывает в ребенке внутреннее сопротивление, а потом и активный протест. Видя следствие, а не причину, родители утверждаются в мысли, что «сейчас дети трудные и без наказания обойтись нельзя». Взрослые чаще всего виновниками конфликтных взаимоотношений считают детей, исходя из убеждения, что воспитатели всегда правы, все, что они делают, говорят, справедливо, верно, так как направлено на пользу ребенку. И если бы дети им беспрекословно подчинялись и выполняли их требования, не было бы ссор, конфликтов, трудностей.
В воспитании, пожалуй, самое трудное - понять причины поведения ребенка.
Вообще, сегодня проблема понимания людьми друг друга одна из основных. На верное, многие из сегодняшних подростков на вопрос «Что такое счастье?» ответили бы: «Это - когда тебя понимают!»
Понять человека - это значит понять причины его поступков, поведения, объяснить мотивы, побудившие действовать определенным образом. Понять другого -это встать на его позицию, «влезть в его шкуру».
Но люди все такие сложные, такие разные! А дети для нас - еще сложнее. Мы ведь забыли, какими были в их возрасте. Вот тут-то воспитателям и надо поговорить с ними по душам (и непременно один на один), «перевоплотиться» в подростка и. вспомнив, как они сами когда-то вели себя в подобных ситуациях, подсказать, как лучше поступить в данном случае.
Причины (мотивы) поведения скрыты от посторонних глаз, и, чтобы не ошибиться в их выяснении, надо хорошо знать этого человека и обстоятельства, которые побудили его совершить тот или иной поступок. Кроме того, надо помнить, что одно и то же действие человека может быть объяснено разными людьми по-разному, в зависимости от их собственного жизненного опыта. Мы толкуем поведение других, преломляя его через свои потребности, мотивы, возраст, пол, тип темперамента. Поэтому, по сути дела, оцениваем другого человека как себя, исходя из своего представления о возможных причинах поведения, и нередко ошибаемся.
Кроме того, у всех детей есть потребности, характерные для определенного возраста. Например, у подростков это потребность во взрослости, самостоятельности, потребность быть полезным другим и отсюда - потребность в общественно полезной деятельности, потребность самоутверждения в коллективе сверстников, потребность в друге и т. д.
Есть также потребности, связанные с особенностями типа темперамента. У холерика это потребность в смене видов деятельности, в бурной активности; у флегматика - в спокойной атмосфере, в однотипной работе; у меланхолика - потребность быть одному (отсюда - некоммуникабельность) и т. д. «Потребности темперамента» накладывают отпечаток на выбор видов занятий и общения, на динамику протекания деятельности, на содержание интересов, в конце концов, на комплекс тех потребностей, которые будут развиваться и определять индивидуальность личности, образ жизни.
В зависимости от того, в каком окружении растет ребенок, кто занимается его воспитанием, как с ним общаются, у него будет развиваться тот или иной комплекс потребностей и складываться их иерархическая структура (система предпочтений, ценностей).
Если на ребенка постоянно кричали, применили физические наказания, у него может сложиться потребность всячески избегать этих потрясений и, как следствие, проявятся такие отрицательные качества, как лживость, пугливость, недоверчивость, агрессивность и т. д.
Если ребенка оберегали от труда и все за него выполняли взрослые, то он может стать ленивым, безвольным, но в то же время, стремясь избежать любого дела или страшась, что не справится с ним, будет хитрить, ловчить, обманывать, притворяться, заискивать и т. д.
Если ребенку ни в чем не отказывали, покупали лишь дорогие модные ве¬щи, то у него могли развиться непомерные притязания и вместе с тем неумение беречь вещи и ценить вложенный в них труд.
Если ребенку не читали книжек, мало общались, то у него не будут развиты интерес к знаниям, интеллект, мышление, способность сопереживать и т. д.
Установить основную причину, обусловливающую поведение человека, только по внешним проявлениям (т. е. отдельным действиям, поступкам) нельзя. Например, ребенок отказывается выполнить требование матери или отца. Поступок этот сам по себе мало о чем скажет. Важно увидеть, как он это делает (дерзко, грубо, робко и т. д.), чтобы по оттенкам эмоций предположить, какая именно причина побуждает его так поступать. То, что мы называем словом «отказ», будет наполнено разным содержанием, смыслом — в зависимости от причины, вызывающей само действие.
Очень часто в качестве ведущей причины удивляющего или возмущающего взрослых поведения ребенка выступает потребность в самоутверждении. Неумение родителей и учителей увидеть и признать эту потребность приводит к тому, что они неправильно объясняют его поступки и неадекватно реагируют на них. Часто невысокие и щуплые подростки очень неуверенно чувствуют себя среди высокорослых одноклассников. Стремление подтвердить свою взрослость может подтолкнуть к вызывающему поведению; мальчишки начинают курить, пить, общаться с теми, кто старше и объединен в уличные шайки.
Большие уши, на которые обращают внимание сверстники, могут сделать подростка застенчивым; физический недуг — привести к развитию чувства неполноценности. Некрасивый чувствует себя иначе, чем красивый.
Понять всю серьезность этих пустяковых, с точки зрения взрослых, переживаний детей, - значит помочь им найти достойный путь самоутверждения, развить те способности и таланты, которые подростки сами не всегда в состоянии обнаружить.
Наказывать или... Давно уже изгнана розга из сферы общественного воспитания. «Применение в школе мер физического воздействия к учащимся не допускается» - записано в Уставе общеобразовательной школы. Но не секрет, что во многих семьях «воспитательные розги» все еще сохраняются. И сегодня можно встретить родителей, которые не только бьют своих детей, но и пытаются «теоретически обосновать» необходимость физического наказания.
Молодой отец обращается к нам с недоуменным вопросом: «Детей бить нельзя? А если они по-хорошему не понимают? На днях я раза три сказал сыну, что ему пора идти спать. Но он, словно не слыша, продолжал рисовать. Тогда, разозлившись, я ударил его, и он сразу же отправился в кровать. Начал плакать, но я сказал; «Если ты сей¬час не замолчишь, то я тебе всыплю еще». И он тут же перестал плакать. Какими же еще средствами я смог бы так быстро добиться повиновения сына?»
Как легко и просто «воспитывать»: отдаешь распоряжение, повторяешь пару раз. Если не действует - бьешь, и все в порядке! И средство воспитания - кулак или ремень - всегда под руками, и думать не надо над причинами нежелательного поведения ребенка, и свою память не надо обременять психолого-педагогическими премудростями. «Приказал-пригрозил-наказал». Только одно плохо: ребенок, вырастая, перестает уважать родителей, подчиняться им, становится «трудным».
В консультационный пункт обратилась женщина.
- Помогите, я боюсь своего шестнадцатилетнего сына. Он меня оскорбляет, грозит ударить. Я посвятила ему всю жизнь, ничего для него не жалела.
Мы вникаем в ее проблему. В 1-м классе у сына не все получалось: то забудет выполнить домашнее задание, то на урок опоздает. Обеспокоенная мать обратилась за советом к учительнице.
- Пропишите ему витамин «Р» (розги), - был ответ.
Совет она выполнила, но замечаний сын стал приносить еще больше, так как не снимались причины, порождавшие его нежелательные поступки. Будучи в пятом классе, окрепший сын однажды перехватил руку матери с ремнем: «Перестань, я тоже могу ударить». Не зная иных средств воспитания, мать обратилась за помощью к своему брату. Теперь наказывать мальчишку стал дядя. Сын взбунтовался, заявил матери, что уйдет из дома.
- Ведь Вы постоянно унижали сына. Он восстал не против Вас. Так он боролся за свое достоинство. Но действовал Вашими же методами, по пословице: «Как аукнется, так и откликнется».
С ее сыном у нас тоже состоялся разговор. Не сразу, но впрямую подошли к больной теме. Но когда спросили об отношениях с матерью, парень обо всем поведал без утайки, видно, ему было необходимо выговориться. Рассказывая, он все время повторял: «Неужели она не могла по-хорошему? Почему она не понимает, человека нельзя бить? Она била, а я делал ей назло».
Милосердие, понимание... Всем надо учиться этим самым главным наукам, перестраивая себя и общую нашу жизнь.
Новый посетитель, а проблема та же. Вчера его ударил сын-десятиклассник. Отец обескуражен: сын всегда был покладистым, послушным, безропотно выполнял все требования родителей. И вдруг поднял руку на отца...
В беседе с нами Володя признался: «Я ненавижу своего отца. Все годы он мучил меня и унижал, я стал безвольным, боюсь сильных людей, постоянно приспосабливаюсь к ним и льщу, даже когда их не уважаю. Моя мечта - скорее окончить школу и уйти из дома. Я и себя стал ненавидеть за слабость и безволие, за то, что не могу за себя постоять».
О своих страданиях он рассказал друзьям. И его «научили»: «А ты не терпи, дай отцу сдачи, а для храбрости выпей».
Через несколько дней выпивший сын пришел домой. Возмущенный отец по привычке взялся за ремень, но неожиданно от встречного сильного удара отлетел к дивану. Подошедший сын сказал: «Попробуй хоть раз еще меня тронуть».
Дети и деньги... Однажды мне пришлось быть свидетельницей разговора матери с сыном. Лил сильный дождь, а женщина пришла на работу в босоножках. Позвонила домой, попросила сына принести ей туфли.
- А что я за это буду иметь? - последовал вопрос. После долгого торга сын согласился принести матери туфли за три порции мороженого и два билета в кино. Мать, довольно улыбаясь, положила трубку. Видимо, прежде «добрые» поступки сына обходились ей гораздо дороже.
Откуда такая расчетливость, душевная черствость? Очень часто это результат неправильного воспитания. Давать ли ребенку деньги? Сколько? Научить их тратить и экономить, чтобы он не вырос стяжателем или, наоборот, транжирой? Эти и многие другие «меркантильные» вопросы часто встают перед родителями.
Именно в семье закладывается отношение к деньгам, представление об истинной их цене. Поэтому мы считаем, что мудро поступают те родители, которые считают необходимым, чтобы дети принимали участие в обсуждении семейного бюджета, знали, что сколько стоит, вместе со взрослыми решали, что и кому нужно купить в первую очередь. Какую-то определенную сумму надо выделять детям на личные нужды (мороженое, сок, конфеты, значки, марки), на покупку продуктов, чтобы они научились рационально расходовать деньги.
Детей надо учить бережливости, но кое-кто под бережливостью понимает умение прожить за чужой счет.
Некоторые родители используют деньги и подарки как плату за хорошую учебу и хорошее поведение. В этом случае ребенком движут корыстные мотивы: он думает не о самом деле, а о том, что будет за это иметь. Безнравственность таких поощрений медленно, но верно превратит его в циника, для которого добрые дела становятся средством наживы.
Опасный возраст. К подростковому возрасту многие дети становятся трудными для воспитателей, не понимающих их состояния и того, что это время обретения независимости, освобождения из-под опеки взрослых.
«Раньше с сыном все было просто, и я знал, что надо делать. А теперь он стал неуправляемым» - часто слышим подобные признания. В беседе с отцом выяснили: основным средством воспитания он считает запреты, угрозы, наказания. Для того чтобы дети не сбились с истинного пути, они должны, по его мнению, бояться родителей (прежде всего - отца). Он не допускал даже мысли, что, действуя с позиции силы, оскорбляет в сыне-подростке чувство взрослости. А ведь именно этим чувством объясняется болезненная ранимость подростков, их желание во что бы то ни стало отстоять свое право на уважение, доказать, что они уже не дети.
В этом возрасте столь же актуальны, как и потребность в самоутверждении, потребность в друге, потребность занять достойное место в коллективе, потребность в общении со сверстниками. Вот почему воспитателям и родителям нужно знать эти ведущие потребности возраста и помочь подросткам удовлетворить их.
В подростковом возрасте заметно усиливается критическое отношение детей к действиям, поступкам, поведению взрослых. Если слова воспитателей расходятся с их делами и поступками, они неизбежно теряют авторитет в глазах воспитанников. Подростку очень нужен взрослый друг, с которым он мог бы обсуждать свои жизненные проблемы, делиться своими сомнениями, тревогами, рассчитывать на его помощь и поддержку. Однако очень часто родители не понимают подростков, причин их бунтов, неповиновения, противоречивых поступков.
Всем родителям подростков надо помнить каждый день и час: отрочество -самый взрывоопасный возраст! Подросток в это время - как раскаленная лампочка.
Не бойтесь проявлять к подростку чрезмерную любовь! Но форма ее выражения - предельные чуткость и бережность. Окружите ими подростка, будьте внимательны, наблюдательны, но без назойливости, оскорбительной подозрительности. Умейте активно слушать их сбивчивую косноязычную речь и слышать их даже когда они молчат. Не отвечайте на грубость грубостью. Не замечайте ее. Вооружитесь юмором и ласковым словом. И действительно, «не лезьте со своими советами»! Проявите мудрость и широту души, милосердие и благородство. И помните, дети, как сказал мудрец, всегда правы, ибо им принадлежит будущее. Постарайтесь осмыслить этот парадокс, а не утверждать, что он неверен.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ
Поэтому, чтобы изменить поведение ребенка и его самого в лучшую сторону, родителям прежде всего нужно изменить себя.
Ребенок копирует поведение взрослых, подражает им, берет с них пример. Поэтому родители воспитывают прежде всего своим собственным поведением, отношениями с другими членами семьи и друг с другом. Дети видят и то, что мы хотим скрыть от них.
Мальчонка, еще дошкольник, послал бабушку к черту. Когда бабушка пожаловалась отцу, тот возмутился:
- Бабушка о тебе заботится, а ты ее оскорбляешь! Сын парирует:
- Но ведь ты маме тоже так говорил!?
- Да как ты смеешь отца учить? Вмешивается мать:
- Что ты кричишь на сына? Сам хамишь, а от ребенка требуешь вежливости!
Важно понять: воспитание - это сотрудничество, взаимодействие, взаимовлияние, взаимообогащение (эмоциональное, интеллектуальное, духовное, нравственное) детей и взрослых, в результате которых изменяются и те, и другие. Поэтому в воспитании следует пользоваться правилом: прежде чем предъявить требования к ребенку, предъяви их себе.
Чтобы успешно воспитывать детей, родители непременно должны корректировать свое поведение, приводя его в соответствие с предъявленными требованиями, т. е. заниматься самовоспитанием. Если же родители хотят добиться от своих детей выполнения требований, которым не следуют сами, то это удается только при помощи мер принуждения: ребенок будет выполнять требования родителей формально, из страха перед наказанием. Этот страх порождает обман, лицемерие, хитрость. Ведь ребенок, не понимая смысла требования, не испытывая потребности в добрых поступках, не сможет обрести и привычки нравственного поведения. Стремление во что бы то ни стало добиться послушания вызывает в ребенке внутреннее сопротивление, а потом и активный протест. Видя следствие, а не причину, родители утверждаются в мысли, что «сейчас дети трудные и без наказания обойтись нельзя». Взрослые чаще всего виновниками конфликтных взаимоотношений считают детей, исходя из убеждения, что воспитатели всегда правы, все, что они делают, говорят, справедливо, верно, так как направлено на пользу ребенку. И если бы дети им беспрекословно подчинялись и выполняли их требования, не было бы ссор, конфликтов, трудностей.
В воспитании, пожалуй, самое трудное - понять причины поведения ребенка.
Вообще, сегодня проблема понимания людьми друг друга одна из основных. На верное, многие из сегодняшних подростков на вопрос «Что такое счастье?» ответили бы: «Это - когда тебя понимают!»
Понять человека - это значит понять причины его поступков, поведения, объяснить мотивы, побудившие действовать определенным образом. Понять другого -это встать на его позицию, «влезть в его шкуру».
Но люди все такие сложные, такие разные! А дети для нас - еще сложнее. Мы ведь забыли, какими были в их возрасте. Вот тут-то воспитателям и надо поговорить с ними по душам (и непременно один на один), «перевоплотиться» в подростка и. вспомнив, как они сами когда-то вели себя в подобных ситуациях, подсказать, как лучше поступить в данном случае.
Причины (мотивы) поведения скрыты от посторонних глаз, и, чтобы не ошибиться в их выяснении, надо хорошо знать этого человека и обстоятельства, которые побудили его совершить тот или иной поступок. Кроме того, надо помнить, что одно и то же действие человека может быть объяснено разными людьми по-разному, в зависимости от их собственного жизненного опыта. Мы толкуем поведение других, преломляя его через свои потребности, мотивы, возраст, пол, тип темперамента. Поэтому, по сути дела, оцениваем другого человека как себя, исходя из своего представления о возможных причинах поведения, и нередко ошибаемся.
Кроме того, у всех детей есть потребности, характерные для определенного возраста. Например, у подростков это потребность во взрослости, самостоятельности, потребность быть полезным другим и отсюда - потребность в общественно полезной деятельности, потребность самоутверждения в коллективе сверстников, потребность в друге и т. д.
Есть также потребности, связанные с особенностями типа темперамента. У холерика это потребность в смене видов деятельности, в бурной активности; у флегматика - в спокойной атмосфере, в однотипной работе; у меланхолика - потребность быть одному (отсюда - некоммуникабельность) и т. д. «Потребности темперамента» накладывают отпечаток на выбор видов занятий и общения, на динамику протекания деятельности, на содержание интересов, в конце концов, на комплекс тех потребностей, которые будут развиваться и определять индивидуальность личности, образ жизни.
В зависимости от того, в каком окружении растет ребенок, кто занимается его воспитанием, как с ним общаются, у него будет развиваться тот или иной комплекс потребностей и складываться их иерархическая структура (система предпочтений, ценностей).
Если на ребенка постоянно кричали, применили физические наказания, у него может сложиться потребность всячески избегать этих потрясений и, как следствие, проявятся такие отрицательные качества, как лживость, пугливость, недоверчивость, агрессивность и т. д.
Если ребенка оберегали от труда и все за него выполняли взрослые, то он может стать ленивым, безвольным, но в то же время, стремясь избежать любого дела или страшась, что не справится с ним, будет хитрить, ловчить, обманывать, притворяться, заискивать и т. д.
Если ребенку ни в чем не отказывали, покупали лишь дорогие модные ве¬щи, то у него могли развиться непомерные притязания и вместе с тем неумение беречь вещи и ценить вложенный в них труд.
Если ребенку не читали книжек, мало общались, то у него не будут развиты интерес к знаниям, интеллект, мышление, способность сопереживать и т. д.
Установить основную причину, обусловливающую поведение человека, только по внешним проявлениям (т. е. отдельным действиям, поступкам) нельзя. Например, ребенок отказывается выполнить требование матери или отца. Поступок этот сам по себе мало о чем скажет. Важно увидеть, как он это делает (дерзко, грубо, робко и т. д.), чтобы по оттенкам эмоций предположить, какая именно причина побуждает его так поступать. То, что мы называем словом «отказ», будет наполнено разным содержанием, смыслом — в зависимости от причины, вызывающей само действие.
Очень часто в качестве ведущей причины удивляющего или возмущающего взрослых поведения ребенка выступает потребность в самоутверждении. Неумение родителей и учителей увидеть и признать эту потребность приводит к тому, что они неправильно объясняют его поступки и неадекватно реагируют на них. Часто невысокие и щуплые подростки очень неуверенно чувствуют себя среди высокорослых одноклассников. Стремление подтвердить свою взрослость может подтолкнуть к вызывающему поведению; мальчишки начинают курить, пить, общаться с теми, кто старше и объединен в уличные шайки.
Большие уши, на которые обращают внимание сверстники, могут сделать подростка застенчивым; физический недуг — привести к развитию чувства неполноценности. Некрасивый чувствует себя иначе, чем красивый.
Понять всю серьезность этих пустяковых, с точки зрения взрослых, переживаний детей, - значит помочь им найти достойный путь самоутверждения, развить те способности и таланты, которые подростки сами не всегда в состоянии обнаружить.
Наказывать или... Давно уже изгнана розга из сферы общественного воспитания. «Применение в школе мер физического воздействия к учащимся не допускается» - записано в Уставе общеобразовательной школы. Но не секрет, что во многих семьях «воспитательные розги» все еще сохраняются. И сегодня можно встретить родителей, которые не только бьют своих детей, но и пытаются «теоретически обосновать» необходимость физического наказания.
Молодой отец обращается к нам с недоуменным вопросом: «Детей бить нельзя? А если они по-хорошему не понимают? На днях я раза три сказал сыну, что ему пора идти спать. Но он, словно не слыша, продолжал рисовать. Тогда, разозлившись, я ударил его, и он сразу же отправился в кровать. Начал плакать, но я сказал; «Если ты сей¬час не замолчишь, то я тебе всыплю еще». И он тут же перестал плакать. Какими же еще средствами я смог бы так быстро добиться повиновения сына?»
Как легко и просто «воспитывать»: отдаешь распоряжение, повторяешь пару раз. Если не действует - бьешь, и все в порядке! И средство воспитания - кулак или ремень - всегда под руками, и думать не надо над причинами нежелательного поведения ребенка, и свою память не надо обременять психолого-педагогическими премудростями. «Приказал-пригрозил-наказал». Только одно плохо: ребенок, вырастая, перестает уважать родителей, подчиняться им, становится «трудным».
В консультационный пункт обратилась женщина.
- Помогите, я боюсь своего шестнадцатилетнего сына. Он меня оскорбляет, грозит ударить. Я посвятила ему всю жизнь, ничего для него не жалела.
Мы вникаем в ее проблему. В 1-м классе у сына не все получалось: то забудет выполнить домашнее задание, то на урок опоздает. Обеспокоенная мать обратилась за советом к учительнице.
- Пропишите ему витамин «Р» (розги), - был ответ.
Совет она выполнила, но замечаний сын стал приносить еще больше, так как не снимались причины, порождавшие его нежелательные поступки. Будучи в пятом классе, окрепший сын однажды перехватил руку матери с ремнем: «Перестань, я тоже могу ударить». Не зная иных средств воспитания, мать обратилась за помощью к своему брату. Теперь наказывать мальчишку стал дядя. Сын взбунтовался, заявил матери, что уйдет из дома.
- Ведь Вы постоянно унижали сына. Он восстал не против Вас. Так он боролся за свое достоинство. Но действовал Вашими же методами, по пословице: «Как аукнется, так и откликнется».
С ее сыном у нас тоже состоялся разговор. Не сразу, но впрямую подошли к больной теме. Но когда спросили об отношениях с матерью, парень обо всем поведал без утайки, видно, ему было необходимо выговориться. Рассказывая, он все время повторял: «Неужели она не могла по-хорошему? Почему она не понимает, человека нельзя бить? Она била, а я делал ей назло».
Милосердие, понимание... Всем надо учиться этим самым главным наукам, перестраивая себя и общую нашу жизнь.
Новый посетитель, а проблема та же. Вчера его ударил сын-десятиклассник. Отец обескуражен: сын всегда был покладистым, послушным, безропотно выполнял все требования родителей. И вдруг поднял руку на отца...
В беседе с нами Володя признался: «Я ненавижу своего отца. Все годы он мучил меня и унижал, я стал безвольным, боюсь сильных людей, постоянно приспосабливаюсь к ним и льщу, даже когда их не уважаю. Моя мечта - скорее окончить школу и уйти из дома. Я и себя стал ненавидеть за слабость и безволие, за то, что не могу за себя постоять».
О своих страданиях он рассказал друзьям. И его «научили»: «А ты не терпи, дай отцу сдачи, а для храбрости выпей».
Через несколько дней выпивший сын пришел домой. Возмущенный отец по привычке взялся за ремень, но неожиданно от встречного сильного удара отлетел к дивану. Подошедший сын сказал: «Попробуй хоть раз еще меня тронуть».
Дети и деньги... Однажды мне пришлось быть свидетельницей разговора матери с сыном. Лил сильный дождь, а женщина пришла на работу в босоножках. Позвонила домой, попросила сына принести ей туфли.
- А что я за это буду иметь? - последовал вопрос. После долгого торга сын согласился принести матери туфли за три порции мороженого и два билета в кино. Мать, довольно улыбаясь, положила трубку. Видимо, прежде «добрые» поступки сына обходились ей гораздо дороже.
Откуда такая расчетливость, душевная черствость? Очень часто это результат неправильного воспитания. Давать ли ребенку деньги? Сколько? Научить их тратить и экономить, чтобы он не вырос стяжателем или, наоборот, транжирой? Эти и многие другие «меркантильные» вопросы часто встают перед родителями.
Именно в семье закладывается отношение к деньгам, представление об истинной их цене. Поэтому мы считаем, что мудро поступают те родители, которые считают необходимым, чтобы дети принимали участие в обсуждении семейного бюджета, знали, что сколько стоит, вместе со взрослыми решали, что и кому нужно купить в первую очередь. Какую-то определенную сумму надо выделять детям на личные нужды (мороженое, сок, конфеты, значки, марки), на покупку продуктов, чтобы они научились рационально расходовать деньги.
Детей надо учить бережливости, но кое-кто под бережливостью понимает умение прожить за чужой счет.
Некоторые родители используют деньги и подарки как плату за хорошую учебу и хорошее поведение. В этом случае ребенком движут корыстные мотивы: он думает не о самом деле, а о том, что будет за это иметь. Безнравственность таких поощрений медленно, но верно превратит его в циника, для которого добрые дела становятся средством наживы.
Опасный возраст. К подростковому возрасту многие дети становятся трудными для воспитателей, не понимающих их состояния и того, что это время обретения независимости, освобождения из-под опеки взрослых.
«Раньше с сыном все было просто, и я знал, что надо делать. А теперь он стал неуправляемым» - часто слышим подобные признания. В беседе с отцом выяснили: основным средством воспитания он считает запреты, угрозы, наказания. Для того чтобы дети не сбились с истинного пути, они должны, по его мнению, бояться родителей (прежде всего - отца). Он не допускал даже мысли, что, действуя с позиции силы, оскорбляет в сыне-подростке чувство взрослости. А ведь именно этим чувством объясняется болезненная ранимость подростков, их желание во что бы то ни стало отстоять свое право на уважение, доказать, что они уже не дети.
В этом возрасте столь же актуальны, как и потребность в самоутверждении, потребность в друге, потребность занять достойное место в коллективе, потребность в общении со сверстниками. Вот почему воспитателям и родителям нужно знать эти ведущие потребности возраста и помочь подросткам удовлетворить их.
В подростковом возрасте заметно усиливается критическое отношение детей к действиям, поступкам, поведению взрослых. Если слова воспитателей расходятся с их делами и поступками, они неизбежно теряют авторитет в глазах воспитанников. Подростку очень нужен взрослый друг, с которым он мог бы обсуждать свои жизненные проблемы, делиться своими сомнениями, тревогами, рассчитывать на его помощь и поддержку. Однако очень часто родители не понимают подростков, причин их бунтов, неповиновения, противоречивых поступков.
Всем родителям подростков надо помнить каждый день и час: отрочество -самый взрывоопасный возраст! Подросток в это время - как раскаленная лампочка.
Не бойтесь проявлять к подростку чрезмерную любовь! Но форма ее выражения - предельные чуткость и бережность. Окружите ими подростка, будьте внимательны, наблюдательны, но без назойливости, оскорбительной подозрительности. Умейте активно слушать их сбивчивую косноязычную речь и слышать их даже когда они молчат. Не отвечайте на грубость грубостью. Не замечайте ее. Вооружитесь юмором и ласковым словом. И действительно, «не лезьте со своими советами»! Проявите мудрость и широту души, милосердие и благородство. И помните, дети, как сказал мудрец, всегда правы, ибо им принадлежит будущее. Постарайтесь осмыслить этот парадокс, а не утверждать, что он неверен.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ
И ИХ УЧЕТ В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ
Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 4-8 классах средней школы и охватывают возраст с 10,5-11 до 14-15 лет. Фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5 класс и происходит на год раньше или позднее. Особенное положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в его названиях: переходный, переломный, трудный, критический. В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте развития, связанных с переходом из одной эпохи жизни в другую.Переход от детства к возрастности составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период - физического, умственного, нравственного, социального.
Подросток ... Еще не взрослый, но уже не ребенок. В самом этом состоянии кроется не мало противоречий.
В условиях динамично развивающейся жизни серьезных изменений во всех сферах школа и семья должны перестраивать свои отношения с подростком, помогая ему преодолевать естественные трудности роста. А их довольно много. Вчера еще послушный вежливый подросток вдруг начинает проявлять грубость, резкость, упрямство, недисциплинированность. Беспрекословно принимавший ранее указания, требование взрослых, он теперь относится к ним избирательно-критически, считает, что эти требования должны быть достаточно аргументированы и логически обоснованы (с его точки зрения). У него появляется собственное мнение (к удивлению и огорчению учителей и родителей нередко расходящееся с общепринятым) преувеличенное представление о собственном достоинстве, необъяснимая обидчивость. Все это нервирует взрослых, нередко выбивает их из колеи, приводит к конфликту с подростком.
Трудности в воспитании подростка в том и состоят, что очень важно понять необходимость изменить привычные формы общения с детьми удачные в прошлом способы воздействия на них, в частности формы контроля за их жизнью и деятельностью. Каждый возраст требует к себе особого отношения - подростковый более других.
Всех подростков обычно делят на младших (10-12 лет) и старших (12-15 лет), которые хотя и имеют много общего отличаются друг от друга.
Остановимся на физическом развитии подростка. Прежде всего следует отметить, что в этом возрасте происходит интенсивное и в то же время неравномерное физическое развитие. Интенсивность проявляется в бурном росте (у
девочек максимум роста приходится на 13 лет, у мальчиков примерно на 15 лет), увеличение веса, совершенствование мускульного аппарата, в процессе окостенения скелета.
Мы хорошо знаем каким нескладным угловатым выглядит подросток. Это объясняется неравномерным физическим развитием, особенно интенсивно происходит рост скелета и конечностей в длину, а грудная клетка в развитии отстает. Это вызывает и некоторые психологические изменения: подросток осознает свою угловатость, стесняется ее, старается иногда вычурной позой, бровадой, напускной грубостью отвлечь внимание от своей наружности. Даже легкая ирония и насмешка в отношении его фигуры, позы или походки вызывают часто бурную реакцию подростка угнетает мысль, что он смешон и нелеп в глазах людей поэтому все замечания о внешнем виде надо делать ребенку наедине и только в вежливой тактичной форме. Недопустимы такие замечания в присутствии товарищей, мнением которых ребенок дорожит больше, чем мнением взрослых.
В младшем подростковом возрасте наблюдается ярко выраженное несоответствие в развитии сердечно сосудистой системы, сердце увеличивается в объеме, становится сильным, а диаметр кровеносных сосудов в развитии отстает, это приводит к временным нарушениям кровообращения, повышению кровеносного давления и быстроутомляемости.
Повышенная утомляемость приводит к тому, что во второй половине рабочего дня дети совершают большое количество необъяснимых, с точки зрения взрослых, поступков, проявляют грубость, раздражительность. Если младший подросток в ответе на незначительное замечание, проявляет агрессивную реакцию не стоит в этот момент стремится родительской властью подавить бунт. Дайте ребенку успокоиться, а потом спокойно поговорите с ним. Иначе может возникнуть конфликт, который гораздо труднее разрешить, чем предотвратить.
В старшем подростковом возрасте развитие сердца и сосудов выравнивается, вместе с тем происходит конец и пресловутому малокровию мозга. Теперь на место потребности в щадящем режиме труда и отдыха приходит новая потребность в энергетической разрядке. Старший подросток поистине неутомим. Он способен нести большие нагрузки и проявляет завидную выносливость по отношению к разного рода перегрузкам. Избыток энергии влечет за собой такую особенность. Старший подросток не переносит ситуации ожидания. В таких ситуациях у многих детей наблюдаются изменения в поведении, причем изменения в худшую сторону.
Очень важным фактором физического развития в подростковом возрасте является половое созревание, которое вызывает появление чувства взрослости, стимулирует развитие интереса к другому полу, появление новых ощущений чувств, переживаний.
Особенности физического развития сказываются на некоторой неуравновешенности характера, повышенной возбудимости, частой смены настроения. Это необходимо учитывать в воспитании подростков.А теперь поговорим о некоторых особенностях формирования личности. Важнейшей характеристикой подросткового возраста является интенсивное формирование нравственного сознания, овладение морально этическими нормами поведения, возникновение жизненного идеала. Необходимо помнить, что порой в сознании подростка могут сформироваться нравственные понятия и убеждения, противоречащие тем, которые нам хотелось бы воспитать. Неэтичный поступок взрослого, его несправедливость, выбор неправильного средства воздействия - все это может отрицательно сказаться на развитии нравственного сознания. Наказывают, например, дома ребёнка трудом: не выполнил какое-то требование -мой пол, стирай, занимайся уроками. У ребёнка возникает отношение к труду как к чему-то неприятному. Когда же приятным наказывают? Как трудно будет потом сформировать положительное отношение к труду. Сколько сил надо будет затратить.
Как показали исследования, подростки хорошо понимают сущность нравственных понятий: настойчивость, скромность, гордость, но некоторые понятия они оценивают неверно. Например, очень распространена у подростков положительная оценка упрямства. Это связано с неправильным представлением о принципиальности, независимости и самостоятельности. Надо в ненавязчивой беседе без всякого морализирования показать ребятам, что упрямство граничит с глупостью. В этом может помочь совместное обсуждение книг, кинофильмов, жизненных фактов. Одним из важных моментов в развитии личности подростка является формирование. Он начинает всматриваться в самого себя, стремиться познать свои положительные и отрицательные стороны. Очень важным компонентом самосознания является самооценка. Было обнаружено, что в подавляющем большинстве случаев самооценка подростков завышена. В то же время, взрослые люди тенденцию занимать оценку возможностей подростков. Ситуация, когда взрослые недооценивают подростка с завышенной оценкой может привести к негативным формам поведения - подросток становится подозрительным, недоверчивым, нередко агрессивным. Заниженная самооценка приводит к застенчивости, неуверенности в себе, редко встречаясь в этом возрасте, она, тем не менее, может дать нежелательные последствия. Люди с заниженной самооценкой не проявляют высокой активности выбирают для себя деятельность с элементами соревнования могут высказать собственную точку зрения.
Родители должны стремиться к формированию у своих детей правильной самооценки, излишне не критикуя и одновременно не захваливая их, предъявляя разумную требовательность, включая посильные виды деятельности. Надо помнить о том, что чувство собственного достоинства, чести, уважения к самому себе нельзя воспитать, если человек не хозяин в своем собственном духовном мире, если нет в нем границы, которую никто не имеет право переступить. Если вы видите, что ваш ребенок неверно оценивает себя идите за советом к учителю, ищите пути формирования правильной оценки.
От характера самооценки зависит возникновение потребности самоусовершенствования, самовоспитания. Большинство подростков занимаются самовоспитанием, но не всегда оно систематично, не всегда выбраны удачные пути самовоспитания.
В соответствии программы самовоспитания в выборе его путей и форм контроля за своим поведением подросткам наряду с учителями могут и родители. А контроль за самовоспитанием поощрение при победах над собой это гораздо легче сделать в семье.
Центральным новообразованием подросткового возраста является чувство взрослости. Это субъективное переживание подростком отношения к самому себе как к взрослому, переживания готовности жить в мире взрослых в качестве полноправного члена этой жизни.
В начале подросткового возраста ребята еще не похожи на взрослых. Они еще много играют, бегают, шалят. Они непосредственно активны, настойчивы в интересах и симпатиях. Но такая внешняя картина детскости обманчива. За ней скрываются важные процессы становления нового. Подростки могут взрослеть незаметно, во многом оставаясь детьми. Сознание собственной взрослости возникает у подростков не случайно. Он чувствует общее настроение своих сил и энергии, видит, как быстро увеличивается его рост, физическая сила и выносливость. Подросток начинает осознавать, что его знание и умение значительно расширяются, что кое-чем он начинает превосходить многих взрослых, например, своих родителей. Все это так, но подросток склонен переоценивать значение этих сдвигов и перемен и претендует на то, чтобы взрослые относились к нему как к равному себе. Полезное и хорошее стремление самостоятельности осложняющее чувство взрослости может привести к таким негативным формам как грубость, игнорирование требований.
Чувство взрослости вызывает стремление к независимости. Поэтому подростки болезненно чувствительны к оценке взрослых. Не очень остро реагируют на попытки взрослых умолить их достоинство игнорировать их взрослость. С появлением чувства взрослости связано возникновение стремления к самоутверждению, которое по разному проявляется у младших и старших подростков.
У младших подростков стремление к самоутверждению поведение потребности занять достойное место в коллективе. Потребность в достойном положении в коллективе столь велика, что ребята не упускаю ни одной возможности её удовлетворения. Если у ребёнка все в порядке с успеваемостью, то он не приминет воспользоваться успехами в учёбе, если он хороший спортсмен это тоже будет использовано. К сожалению для удовлетворения потребности в достойном положении младшие подростки порой прибегают и к негативным поступкам. Так уродливыми формами самоутверждения являются драчливость, упрямство, грубость, своеволие. К ним младший подросток прибегает до тех пор пока они служат целям самоутверждения. Так, например, когда упрямство рассматривается у детей как проявление мужества убеждать упрямого в том, что он стоит на ложном пути значит напрасно терять время. Если же, проявляя упрямство, ребёнок будет поставлен в смешное положение которое будет угрожать его месту в коллективе с упрямством нетрудно будет покончить.
Важно чтобы родители помогали детям в выборе путей самоутверждения. Строя свои взаимоотношения с младшими подростками, следует помнить, что они не адаптируются к заслуженной похвале, сколь бы часто не обращались к этому средству - учителя и родители. Разносы же, устраиваемые некоторыми взрослыми, унижают достоинство младшего подростка, подрывают его авторитет, превращают в объект насмешек. Нанося ущерб положению младшего подростка, воспитатель в какой-то мере теряет влияние на его поведение.
У старших подростков возникает новый вариант потребности самоутверждения, потребность в самоопределении. Это проявляется в том, что старший подросток в отличии от младшего стремиться утвердиться в собственном мнении куда в большей степени нежели во мнении окружающих. Поиск самого себя, стремление обрести свое лицо, являются собственностями возраста старших подростков. Чувство собственного достоинства проглядывает в каждом их шаге. Они бурно реагируют на ущемление своих прав, не терпят угроз в свой адрес, испытывают отвращение к поручениям. Вот почему так трудно приходится со старшими подростками.
Ясно, что в общении с ними следует проявлять тактичность, нужно освобождать их от мелочной опеки, излишнего контроля, навязчивой заботливости, необходимо отказаться от категорических распоряжений, приказов. С подростком нужно разговаривать тоном убеждения, совета или просьбы. Только отказ подростка выполнить требование вынуждает взрослого к более твердой и жесткой форме обращения. Интересной особенностью старшего подростка является его потребность к популярности. Подростки страстно мечтают стать знаменитыми: артистами, полководцами, спортсменами. Жажда популярности столь уж велика, что неуталенной остаться не может и если ею пренебречь в поведении старших подростков обнаруживается серия безрассудно дерзких выходок, единственное назначение которых сделать их авторов знаменитыми. Покончить с такими проделками довольно легко. Для этого надо способствовать удовлетворению потребности популярности. Если имя старшего подростка гремит так как он хороший пловец, нумизмат или член общества охраны памятников то вреда в том нет, а польза огромная. Такой герой меньше будет прибегать к разного рода проделкам, чтобы достигнуть той же цели.
Строя взаимоотношения с подростками следует помнить, что подростки очень отзывчивы на доброту, ершистый старший подросток жаждет ласки. Он готов любить каждого кто его ласкает. Добрые отношения в семье способствуют разрешению резких конфликтов.
Наблюдения показали, что в подростковом возрасте очень проявляется потребность в общении с товарищами. Изменяется дружба детей. Теперь дружат уже не только потому, что сидят на одной парте или живут в одном доме, а на почве общих интересов, увлечений, взаимного уважения, симпатий. В дружбе подростков наблюдается тесный контакт, доверительность отношений, готовность помочь друг другу, доброжелательная критика недостатков. Такая дружба способствует к взаимообогащению личности друзей, самовоспитанию и нравственному развитию. Но не всегда дружба носит положительный характер. Иногда она возникает на почве нездоровых интересов, пустого времяпровождения. Хорошо, когда родители знают друзей своих детей, проводят с ними свободные минутки, направляя активность и самостоятельность подростков в нужное русло.
Огромное значение для подростка имеет и участие в жизни коллектива. В коллективе развивается чувство долга и ответственности, привычка подчинять свой интерес, привычка подчинять свои интересы интересам коллектива. Мнение сверстников для детей теперь важнее, чем мнение родителей и учителей. Поэтому родители должны интересоваться делами коллектива, членом которого является ребёнок, по возможности помогать в их коллективных делах.
У старших подростков меняются отношения между мальчиками и девочками. Теряется непосредственность, появляется скованность, робость, стеснительность. Уодних это проявляется прямо, у других скрыто под напускным равнодушием ,
презрением к другому полу.
Интерес друг к другу чаще всего существует с обособленностью мальчиков и девочек. Однако они с большим интересом относятся к возникающим отношениям особенно к их развитиям.
В 6-7 классах многих, особенно девочек, занимает вопрос о том кто кому нравится, хотя о собственных отношениях рассказывают только близким и друзьям.В 6 классе дружба между мальчиками и девочками возникает редко, но если она возникала, то может быть очень эмоциональной, занимать большое место в жизни. Это не плохо, вообще романтические симпатии вызывают желание быть лучше, побуждают защитить, помочь.
Таким образом, общение с товарищами оказывает огромное, часто решающее влияние на формирование личности подростка. Поэтому в орбиту воспитания должны входить отношения с товарищами и друзьями.
Многое могут сделать родители, но только в том случае, если у них здоровые, добрые отношения с детьми.
Старший подросток очень дорожит мнением товарищей о его родителях, даже больше чем мнением о себе. He безразлично ему и как выглядят в глазах общества, пользуются признанием, уважением, не стали ли объектом обсуждения. Он хочет гордиться ими.
Подростки пристально присматриваются к родителям, предъявляют к ним высокие требования, очень волнуются, чтобы родители не уронили достоинство при тех или иных неблагоприятных для них обстоятельствах, боятся, что у друзей изменится к худшему мнение о родителях. Родители для установления эмоционального контакта должны убедить подростка, что ими можно гордиться. В семьях, где к прислушиванию мнения детей, считают блажью обычно не удается сохранить ни привязанности детей, ни власти над ними и помочь школе в воспитании их детей родители эти не в состоянии, хотя помощь такая нужна. Зато как гордится подросток родителями, если есть к тому основания, как стремиться подражать им, как прислушивается к каждому слову. Вот почему ни одна из таких проблем этого возраста не может быть решена, если не уделяется внимание проблеме семейного климата, если семья не помогает школе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий